Мне приходилось в разное время писать статьи, очерки о разных моделях автомобилей. Это были мои наблюдения на Автосалонах, посещения ретро-парадов, участия в ралли и соревнованиях разных видов от Париж-Дакара до Финских троффи.
Приходилось писать сказки для детей, где главными героями и персонажами были... автомобили.
С маркой "Опель" я впервые познакомилась, когда в старом варшавском доме на чердаке в интерьере присутствовала замысловатая швейная машинка, не сразу по изысканному стальному ажюру можно это сразу определить. В разное время я владела автомобилями марки Опель: "Опелем"-Манта, "Опелем"-Рекорд и "Опелем"-Сенатор.
Сидя в евро кафе на Юго-Западе в интерьере стен, которого присутствовали эстампы с фотографиями "Опель", мне пришла в голову мысль: почему бы собственно говоря в Юбилей Адама Опеля не написать статью о нем? О нем, об его пяти сыновьях, о швейных машинках и... автомобилях, которые доступны всем!!! Так как это было?
Давным -давно, 175 лет тому назад в городе Рюссельхайме родился основатель фирмы - немецкий конструктор и промышленник Адам Опель. Его профессиональную судьбу определил повальный интерес того времени к технике. Вот таким он был Адам Опель, его швейная машинка и ... Молния - ставшая символом Империи по имени "Опель".
Империя доступная всем!!!
В 1862 году Адамом Опелем была открыта фабрика по производству швейных машин. (Прежде он шил шляпки вручную). В своем выборе Опель не ошибся. Товар пользовался огромным спросом, и производство швейных машин продолжалось до 1911 года. Адам Опель шагнул дальше и уже в 1886 году основал производство экипажных колес, а еще через год благодаря предприимчивости талантливого инженера его предприятия освоили выпуск велосипедов. Дела молодого предпринимателя пошли в гору. Именно так родилась фирма "Адам Опель АГ". Хотя тогда это было не акционерное общество, а ООО. А акционерным обществом фирма стала через 42 года, когда продала себя американцам.
Адаму Опелю не суждено было стать свидетелем дальнейших перемен, ожидавших его компанию. Эпидемия тифа в 1895 году унесла жизнь главы фирмы. Руководство делами перешло к пятерым его сыновьям Карлу, Вильгельму, Генриху, Фридриху, Людвигу создавших в 1899 году первый автомобиль марки "Опель", - они навечно занесены в список автомобильного зала славы, расположенного в американском городе Дирборн (штат Мичиган).
Этой чести они, как было сказано, удостоины за разработку и внедрение новых методов производства, огромный вклад в автомобилизацию и заслуги в развитии автомобильного спорта.
В 1898 году, в Рюссельхайме собрали первые автомобили "Опель-Лутцман". Эти автомобили оснащались одноцилиндровым мотором, который располагался сзади, объемом 1.5 литра. Мощность двигателя - 4 л.с. Скорость автомобиля не превышала 20 км/ч. Спустя год братья Опель совместно с Лутцманом выпустили автомобиль несколько больших размеров, который мог перевозить и человека со скоростью 40 км/ч. Автомобиль быстро устарел и выпущено было всего 65 штук.
Однако капитал фирмы, в связи с производством автомобилей таял, и к тому же машины марки "Опель" не могли составить конкуренцию другим фирмам - производителям авто. Нужна была новая модель и начался поиск фирм, по лицензии которых братья хотели начать производство автомобилей. Такая фирма обнаружилась во Франции. В 1900 году "Адам Опель АГ" заключает контракт с французом Александром Дарраком о лицензионном производстве в Германии его маленьких автомобилей "Даррак". Модель стала выпускаться под именем "Опель-Даррак" и приводилась в движение 2-цилиндровым двигателем мощностью 8 л.с. Этот автомобиль стал пользоваться в Германии большим спросом. Конструкция автомобиля была самой передовой на то время: карданный вал и другие новшества. Автомобиль выпускался до 1907 года.
Параллельно с автомобилями фирма разворачивает выпуск мотоциклов. И уже в следующем, 1901 году, из ворот завода выехали первые мотоциклы "Опель".
В 1902 году "Опель" представляет первый автомобиль собственной разработки - модель "10/12 л.с." с новым 2-цилиндровым мотором. Это была весьма совершенная и конкурентоспособная конструкция, которая могла развивать скорость до 45 км/ч. В 1903 году братья Опели увеличили мощность еще выпускаемого "Опеля-Даррака" до 9 л.с., на новой модели "20/24 л.с." был установлен 4-цилиндровый двигатель. В 1907 году был собран тысячный автомобиль, и на дальнейшее процветание компании трудно было рассчитывать без спортивных достижений. "Опель", как оказалось, и здесь преуспел. Спортивная жизнь фирмы берет свое начало еще в 1902 году, когда состоялся дебют концерна в автогонках. С тех пор заводская команда неоднократно участвовала во всех гонках и добивалась бесчисленных побед. Это было поистине великое время гонок и достижений. Но спорт спортом, а основные усилия фирмы были направлены на создание гражданских машин.
Крупным шагом на пути к созданию полноценного автомобиля стала в 1908 году 4-цилиндровая модель "4/8 PS л.с.", носившая имя "Докторваген". Это был маленький двухместный кабриолет со съемными ободами колес, массой новшеств и дополнений. Автомобиль использовался, в частности, врачами как самая удобная, простая, надежная и... проходимая машина. Цена автомобиля составляла 3950 DM, что было вдвое дешевле цен авто-конкурентов.
Производство автомобилей в 1909 - 1910 годах увеличилось в два раза. Это было достигнуто за счет модульной системы сборки, которая позволяла создавать различные комбинации из двигателей, кузовов и шасси.
В производственной программе фирмы появились грузовики, которые пришли на смену швейным машинам в 1911 году, а в 1914 году "Опель" стал крупнейшим производителем автомобилей в Германии. В этом же году появилась модель 5/12 "Крошка". Автомобиль развивал максимальную скорость 55 км/час - вдвое больше чем первый автомобиль марки "Опель" - "Лутцман". Автомобиль выпускался до 1918 года.
Во время первой мировой войны "Опель" был вынужден заниматься, слегка уменьшив выпуск "легковушек", производством военно-транспортных средств, тракторов и авиадвигателей.
Уже в мирное время, в 1918 году, компания представила новую модель "18/50 л.с." с 6-цилиндровым двигателем. Автомобиль слегка видоизменился. Начиная именно с этой модели в дальнейшем на машины фирмы стали устанавливать электрические фары.
В период медленного послевоенного подъема очень полезным для "Опеля" оказался богатый шестидесятилетний опыт производства самых различных товаров. В ассортимент продукции фирмы входили также велосипеды, мотоциклы и... швейные машины!
В годы Первой мировой войны компания наладила производство грузовых автомобилей для германской армии. После окончания войны компания нуждалась в радикальных изменениях и таковые были предприняты. В1924 году, сделав полную модернизацию производственного оборудования, Opel становится первым и на тот момент единственным в Германии производителем автомобилей методом сборочного конвейера. Первой моделью, сошедшей с конвейера, стала 4/12 PS, прозванная в народе «лягушонок» из-за своей окраски сочного зеленого цвета. Производство модели Opel Laubfrosch 4/12 продолжалось вплоть до 1930 года. За этот период компания успела выпустить автомобиль в самых разнообразных модификациях и комплектациях.
С наступлением 20-х годов "Опель" впервые в Германии ввел практику дорожных испытаний продукции - прообраз сегодняшних драйв-тестов - и стал пионером массового производства автомобилей в стране. Первым серийным опелевским автомобилем в 1924 году стала модель "Опель" 4/12 "Лаубфрош" - "древесная лягушка".
Существует две версии, откуда взялось такое оригинальное название:
Из-за характерного цвета кузова. (Абсолютно все автомобили раскрашивались в зеленый цвет).
Из-за особенностей подвески автомобиль сильно прыгал на ухабах. Автомобиль имел 4-х цилиндровый двигатель, объемом 1,0 л, мощностью 14 л. с. Максимальная скорость составляла 60 км/ч.
С ним кстати связано судебное разбирательство. Андре Ситроен решил, что Опель похож на его Citroen 5CV и подал в суд на фирму "Опель", требуя выплату за лицензию. Однако дело до выплат не дошло, т.к имелись различия в двигателе, длине базы и т.д. Автомобиль выпускался с 1924 по 1931 годы. Выпущено 119 484 автомобиля.
Впервые в истории фирмы производство одной модели превысило 100 000.
На следующий год модельный ряд фирмы пополнила машина "4/14 л.с.", на которой впервые устанавливались тормоза на все колеса. А тремя годами позже - модель "Регент" с 8-цилиндровым двигателем. Мощность продолжала возрастать.
Первый в мире автомобиль-ракета с реактивным двигателем - "РAK-1" стартовал 11 марта 1928 года. Дебют оказался неудачным, и два месяца спустя на берлинском треке АВУС состоялся рекордный заезд другого болида - "РАК-2". Автомобиль развил фантастическую на то время скорость - 238 км/ч. Этот автомобиль намного опередил свое время и, возможно, разработки инженеров "Опеля" использовали создатели Thrust II в своем автомобиле-рекордсмене.
В середине 20-ых годов американцы начали прорыв на европейский рынок. Начался импорт автомобилей в Европу и строительство новых автозаводов. Американская экспансия началась с того, что "Дженерал Моторс" в 1925 году сперва приобрел британскую компанию "Воксхолл", будущего партнера "Адам Опель АГ". Экономический кризис середины 20-ых годов поставил компанию "Опель" в трудное положение: попробовать самостоятельно удержаться на рынке, или найти партнера. И в 1926 году "Опель" по собственной инициативе предложил себя GM. После согласования сделки фирму преобразовали из семейного предприятия в акционерное общество Adan Opel AG. 18 марта 1929 года концерн GM выкупил 80% акций у Opel. На момент продажи фирма являлась семейным предприятием фон Опелей (Карла и Вильгельма). В течение последующих двух лет фирма "Адам Опель АГ" полностью переходит под контроль американского "монстра".
Предприятие перестает быть "семейным". Нетронутым осталось только имя. Вильгельм Опель оставался номинальным президентом фирмы, но на должность исполнительного директора руководство GM назначило И.Ройтера, бывшего генерального директора отделения "Олдсмобиль". Новый директор не стал сразу вносить изменения в продукцию фирмы, он внимательно присматривался к рынку и производству. Как отнесутся немцы к американизации продукции? Наступило время выжидания. В 1929 году "Опель" впервые установил 8-цилиндровый двигатель на модели "24/100 л.с.". На следующий год компания прекращает выпуск мотоциклов, продав технологию производства фирме НСУ. Теперь автомобиль становится основной продукцией фирмы. С приходом нового хозяина "Опеля" пришли и новые перемены. Причем в большей степени перемены к лучшему.
Первыми довоенными малолитражными автомобилями в Германии были модель "Мондшайн" (1932 год) - спортивный родстер с 6-цилиндровым двигателем, а также модель для кризиса - "1,2L" (1933 год) с 4-цилиндровым двигателем мощностью 23 л.с. Автомобиль был довольно небольших размеров, предельно прост и, что очень важно, недорог. Он мог перевозить четырех пассажиров по шоссе со скоростью 85 км/ч. Это было первое "детище" американо-немецкого "союза". И, как оказалось, весьма удачное. Автомобиль имел четыре типа кузовов ценой 2650 - 3300 РМ. Общий выпуск составил 29 000 автомобилей. Года выпуска: 1932 - 1934. В этом же году в производственной программе "Опеля" вновь появилось имя "Регент" - так называли новую серию кузовов, дизайн которых (в частности это касалось фар, закрепленных непосредственно на крыльях) был выдержан в американском стиле. Одной из таких машин был 6-цилиндровый "Опель 2L" (1933 год), у которого багажник впервые был встроен в кузов. В 1935 году, продолжая идею "1,2L", появилась модернизированная модель "П4" ("П" - означает "популярный" с налоговой мощностью 4 л.с.). Она выпускалась безо всяких изменений до 1938 года с двухдверными кузовами седан, кабриолет и специальный седан. Производство продукции резко пошло вверх. В 1935 году Германия выходит на второе место в Европе по производству автомобилей. Более того, именно "Опель" первым в Германии освоил выпуск цельнометаллической конструкции несущего кузова.
Первым автомобилем с несущим кузовом стала модель "Олимпия" 1935 года. Автомобиль назван в честь Олимпийских Игр, проходивших в 1936 году в Берлине. Эта малолитражка отличалась от своих предшественников низкой массой в сочетании с высоким уровнем пассивной безопасности и хорошей аэродинамикой. Благодаря несущему кузову инженерам удалось уменьшить высоту автомобиля, а главное - его вес. Внешность претерпела серьезные изменения. У модели впервые в истории фары были включены в кузов, а не крепились отдельно на крыльях. Все это определило дальнейший облик моделей и их незабываемый стиль.
Двигатель: четырехцилиндровый, объемом 1.3 литра, мощностью 37 л.с.Максимальная скорость авто: - 110 км/час. Всего за два года выпуск автомобилей "Олимпия" составил 81 661 штук. В 1937 году автомобиль прошел рестайлинг, появился верхнеклапанный мотор объемом 1.5 литра, расход топлива составлял 8.8 л. на 100 км. Автомобиль выпускали до 1940 года и мировой автопарк увеличился еще на 87 217 автомобилей.
В 1936 году появилась модель, которая заполнила нишу между "П4" и "Олимпией" - "Кадет". Автомобиль выпускался в двух вариантах - седан и кабриолет. На него устанавливался четырехцилиндровый двигатель объемом 1.1 литра, мощностью 23 л.с. Автомобиль мог разгоняться до 98 км/час. В период с 1936 по 1939 год в Германии было выпущено 107 тысяч "Кадетов".
Впереди Вторая мировая война, как она отразится на "Опель" и его продукции?
Продолжение следует...